За знаниями в Германию
Чапалов Владислав
Всем привет. Хочу поделиться своим опытом обучения в Германии. Надеюсь он будет вам полезен, а может быть и поможет принять верное решение.
Всем привет. Хочу поделиться своим опытом обучения в Германии. Надеюсь он будет вам полезен, а может быть и поможет принять верное решение.
Обучение за границей – актуальный вопрос. Многих в России пугает и отталкивает такая перспектива, так как люди в убеждены, что это удовольствие далеко не каждому по карману. В постсоветских странах принято считать, что обучение за границей доступно только детям политиков и коррумпированных госслужащих. Вы, может, удивитесь, но качественное образование за рубежом можно получить абсолютно бесплатно. В данном случае, я говорю о Германии. Вы и сами на своей учебе заработаете, так что не только на питание хватит, но и на оплату жилья, одежду и знаменитое немецкое пиво.
Разумеется, деньги для старта нужны и на стипендию все это не организуешь. Мне пришлось обратиться за помощью к родителям, но речь идет не о десятках тысяч долларов, а о значительно более скромной сумме. Впрочем, для жителей провинции, к сожалению, даже авиабилет в Германию может оказаться слишком дорогим. Сегодня перелет Москва-Дрезден обойдется вам примерно в 13 500 рублей. В 2012-м я уложился, если не ошибаюсь, в 7000.
Итак, по порядку.
2010 год
Я твердо решил получить образование в Европе. В тот момент мне посчастливилось проходить обучение в престижном вузе Москвы. Учился по специальности «Инженерный бизнес и менеджмент». У нас на потоке все студенты много говорили о том, что инженеры в РФ не нужны и мы получаем образование только ради «корочки». Поэтому, уже в 2011 я начал подготовку к переезду в Германию, для получения качественного образования. Ниже описываю приблизительную хронологию событий тех лет.
Октябрь, 2011
Записываюсь на платные курсы немецкого языка при нашем университете. У нашего вуза на тот момент было тесное сотрудничество с немецкой образовательной системой. Мне хотелось принять участие в поездке в Германию для прохождения кратких интенсивных языковых курсов, все оплачивалось за счет какого-то фонда. Меня не приняли, так как средний балл в зачетке был всего 4,3. А у них там конкурс. Короче, я решил, что не видать мне Германии, покуда не получу диплом в своем вузе или если не стану усердным «ботаном».
Но все поменялось, после того, как я принял участие в олимпиаде по одной из профильных дисциплин. Тут же в глазах преподавателей и администрации университета я обрел весьма положительную репутацию. Я пошел в международный отдел и сказал, что очень хочу поехать учиться в Германию и готов выполнить для этого все необходимые условия. На тот момент как раз существовала специальная программа (не знаю, есть ли сейчас), по которой российские студенты могли пройти обучение в Германии сроком от одного семестра до двух лет, за счет средств, выделенных европейскими стипендиальными фондами.
Чтобы участвовать в этой программе, помимо сдачи теста на знание немецкого языка, мне пришлось аргументированно доказывать комиссии, что образование в Германии нужно мне именно для того, чтобы я построил успешную карьеру в РФ. Разумеется, мне хотелось после обучения получить хорошую работу в Германии, по своей специальности. Но тут уж пришлось изворачиваться. И, конечно же, меня бы не приняли, если бы я и не отличился в учебе, на олимпиаде.
Весна-лето, 2012
В марте я получил подтверждение от комиссии и на возможность обучения в Дрезденском Техническом Университете (TUD) в течение одного семестра. Кроме того, мне выделили стипендию имени Георгиуса Агриколы, а это 450 евро в месяц. Были стипендии и покрупнее, вплоть до 1000 евро (например, ERASMUS), но это уже для совсем «прожженных» умников и не в нашем вузе, на тот момент.
Решив проблемы с получением учебной визы, в самом конце лета я полетел в Германию. Некоторое время я посещал бесплатные языковые курсы и усиленно пытался интегрироваться в студенческое сообщество. Изначально, не только по акценту, но и по поведению, во мне сразу узнавали русского. Земляк из общежития посоветовал мне поменьше общаться с русскими, если я хочу хорошо выучить язык, перенять особенности поведения немцев и вообще, чему-то тут научиться. Я вспомнил китайских студентов в Москве. Большинство из них жило в своих закрытых общинах и не вступало в контакт с россиянами. Поэтому, им не удавалось, толком, изучить русский язык и их дипломы были попросту купленными – уж не знаю, на какую работу они могли рассчитывать у себя в Китае с такими знаниями. Я решил, что это не мой путь.
Сентябрь, 2012
Посещение большинства лекций в Дрезденском университете было делом добровольным. Никто тебя контролировать не станет. Не хочешь учиться – завалишь потом экзамен. Или, если считаешь себя большим умником, можешь сутками просиживать в библиотеке, не обращая внимания на то, что почти весь твой курс сейчас на занятиях. Впрочем, это касается не всех дисциплин. Посещение лекций по некоторым предметам является обязательным. За пропуск двух занятий вас могут не допустить к сдаче. В случае, если экзамен вы сдали неудовлетворительно, у вас будет право на пересдачу. А вот если вы дважды не справились с одним и тем же испытанием, то вас навсегда лишат права сдавать этот экзамен во всех вузах Германии. Если вы пропустили день сдачи, даже по уважительной причине (болезнь, авария и так далее), пересдать можно будет только в следующем семестре. Никто не будет персонально для вас и остальных несчастливцев устраивать пересдачу на следующий же день.
Через пару недель после начала учебного года я решил, что нужно бы взять на себя какую-то ответственность. Я пошел на свою кафедру и сказал, что хочу заниматься научной деятельностью. И уже на следующий день меня пригласили знакомиться с моим научным руководителем, которого звали Герхард.
В общем, оказалось, что мне не предлагают заниматься какой-то чепухой, а сразу хотят, чтобы я включился в практическую работу. Мне показали станок, для гидропривода которого я должен был написать упрощенную математическую модель. Не буду нагружать вас техническими аспектами. Проще говоря, моей основной задачей было сделать так, чтобы привод работал хотя бы на одну долю секунды быстрее. С огромными затруднениями я понял то, чего от меня хотят и усиленно принялся за работу. Благо, мой немецкий постепенно улучшался и взаимопонимание с Герхардом удавалось мне с каждым днем все проще.
Ноябрь, 2012
За это время я немного освоился в университете. Расскажу о нем подробнее. Почти каждый учебный корпус TUD принадлежит отдельному факультету. То, что меня удивило – преподаватели не считают себя отдельной кастой, избранными. То есть, нет отдельных преподавательских туалетов, столовых, лифтов и так далее. Вспоминаю случай, когда в Москве у одного декана была собственная кабинка в туалете. То есть, он в общем туалете поставил на кабинке замок, ключи от которого были только у него и уборщицы. Циркач, да и только.
Я удивлю вас еще больше, но в студенческих столовых Германии продается пиво, которое вполне можно покупать и студентам, и преподавателям. Странное дело, но никому не приходит в голову вместо лекций или в перерыве между ними напиваться пивом до беспамятства. В то время, как в учебных заведениях РФ алкоголь категорически запрещен и при этом некоторые студенты умудряются пить водку прямо во время лекций.
Система безопасности в Дрезденском Техническом Университете функционирует довольно-таки странно. Например, в России жесточайший контроль и в общежитиях, и в корпусах вузов – везде вахтеры или охранники и нередко у вас могут потребовать студенческий билет или пропуск. А вот в Германии это нонсенс. Там просто не понимают, зачем платить кому-то деньги за то, чтобы он боролся со «злостными» студентами, забывающими брать с собой пропуск.
Контроля, в привычном россиянину смысле, практически нет. Никто не будет звонить вашим родителям или предъявлять вам претензии за низкую посещаемость. Хотя, откровенно аморальный поступок неминуемо приведет к отчислению. Списывать тут абсолютно не принято. Если ваш сокурсник увидит, что вы у него списываете, будет скандал и скорее всего, преподаватель об этом узнает. Это не считается «стукачеством». Все держат себя в рамках общепринятых норм, все требовательны к себе и к окружающим. Это общая картина, разумеется есть и исключения. Например, у хорошего друга, может и спишете. Но вряд ли вы сумеете с кем-то так близко подружиться за столь краткий период.
Преподают, в основном, приват-доценты, то есть те, кто прошел процедуру хабилитации (получения высшей академической квалификации). Могут преподавать и профессора, но это уже по их желанию. Аспиранты оказывают помощь преподавательскому составу в проведении и организации лабораторных и практических работ, а также семинаров и туториалов. В свободное от этой деятельности время, молодые научные сотрудники занимаются написанием собственных диссертаций, после защиты которых, как правило, покидают университет для работы в крупных компаниях.
Январь, 2013
Моя эйфория по поводу обучения в Германии не то, чтобы сошла на нет, но значительно разбавилась реалиями. Да, увы, на примере Дрезденского Технического я увидел и определенные недостатки немецкой образовательной системы. Например, в аудиториях было мало крючков для одежды и в корпусе отсутствовали гардеробные. Зимние куртки часто приходилось класть просто на пол, в одну кучу. Где же он, пресловутый европейский сервис? Увы, по этой части, в моем университете им и не пахло. Ну, тут уж кто успел – тот присел. Приходишь первым и вешаешь одежду на крючок, «как белый человек».
Не менее 75% от финансирования каждой отдельной кафедры обеспечивают различные частные компании, которые в значительной мере влияют на процесс и вектор работы структурных подразделений вуза. Разумеется, в первую очередь, частные инвесторы заинтересованы в получении новых научных разработок, а обучению студентов уделяется намного меньше внимания. Государственная доля финансирования сконцентрирована также на научных разработках, но более глубокого, фундаментального характера. Однако, тут есть один момент. Согласно Конституции, государственные органы не имеют права напрямую финансировать вузы, поскольку те находятся в ведении территориальных земель. В связи с кризисом, федеральное правительство предлагало прямую помощь университетам в финансировании и получило резкий отпор от региональных правительств. Я бы назвал это «сферическая демократия в вакууме». Поэтому, государственный сектор может инвестировать в исследования только косвенно – в виде предоставления индивидуальных грантов профессорам, посредством взаимодействия с учеными через Немецкое Научно-исследовательское Сообщество (DFG). Не знаю, хорошо это или нет. Моя логика такова: если у государства есть возможность помочь науке, целесообразно ли ставить ему палки в колеса?
Март, 2013
Экзамены прошли для меня, в целом, неплохо. Но при сдаче одного из устных испытаний, возникли определенные трудности. Список вопросов, на которые придется отвечать, был известен заранее. Каждому студенту было назначено конкретное время, на которое нужно прийти. Не дай Бог, опоздаешь – пересдача только в следующем семестре.
Сложность возникла в толковании содержания вопросов. Я понял их по-своему, а преподаватели ожидали от меня совсем других ответов. Я получил довольно низкий балл, хоть экзамен и не провалил. Преподаватель не сделал для меня «скидки» на то, что немецкий язык я изучаю далеко не с самого детства.
Наконец, все испытания были пройдены, семестр закончился и я поспешил обратно в Россию, чтобы наверстать упущенное по программе своего университета.
Если вы не понимаете, зачем Германии финансировать обучение российских студентов, поясняю: тот научный проект по оптимизации, над которым я трудился вместе с Герхардом, в итоге был успешно окончен и принес компании-инвестору огромную прибыль. Это многократно окупило затраты на мое обучение.
Могу сказать, что я был в некоторой степени разочарован Германией. Я ехал в эту страну с твердым убеждением, что здесь царит чистота, порядок и культура. Реальность не в полной мере соответствовала моим ожиданиям. Я видел, как немцы бросали окурки мимо урн на остановках, видел, как они нарушают правила дорожного движения, перебегая дорогу на красный свет.
И все же, города в Германии действительно, чище, ухоженнее и красивее, чем в России. Немецкая автомобильная промышленность – одна из сильнейших в мире. Пожалуй, секрет успеха не в какой-то абстрактной особенной «ментальности» того или иного народа, а в правильной организации, оптимальном структурировании общественной и государственной деятельности.